Две основные составные части документа – носитель и текст
Любой документ состоит из двух основных составных частей - носителя и текста. С древнейших времен до наших дней сами носители и способы нанесения информации непрерывно совершенствовались и развивались. Первоначально в качестве носителей использовали природные естественные или обработанные материалы: камни, кору, листья, дерево, глиняные и восковые таблички. Позднее получили распространение обработанные растительные и животные материалы – папирус и пергамент. В начале нашей эры появилась бумага – искусственно полученный материал из растительных волокон, а в конце ХIХ в. – первые полимерные материалы.
Длительную эволюцию прошли и средства нанесения информации: механическое вырезание и выдалбливание знаков; нанесение изображений и текста красками (рукописное, машинописное, печатное); запись информации на специальных носителях ( фотографическая, электромагнитная, лазерная и т.п.).
Появившись двадцать веков назад, бумажные документы до сих пор сохранили свое значение основного, наиболее массового вида документации.
Бумага – одно из древнейших изобретений цивилизации. Открытие способа получения бумаги приписывают китайцу Цай Луню (Тсай Лун), который в 105 году н.э. предложил получать бумагу из размолотого волокнистого сырья. Об этом повествуют древние китайские источники. Однако на самом деле бумага, как материал для письма, была известна в Китае задолго до названной даты. Заслуга Цай Луня – в развитии способа выделки бумаги и распространении ее в Китае.
Несмотря на то, что этот способ держался в строжайшей тайне и разглашение его каралось смертной казнью, постепенно секрет изготовления бумаги проник в соседние с Китаем страны (Корея, Япония, Вьетнам), в V—XIII вв. бумага появилась в Индии, арабских странах и в Испании, в XIII—XIV вв. в Италии, Франции, Германии.
До 70-х годов XIX вв. бумагу производили в основном из отходов текстиля (тряпья), в соответствии с этим старинная бумага получила название «тряпичной».
До конца XVIII тряпичную бумагу отливали ручным способом, в последующие 50–70 лет – машинным.
Долговечность тряпичной бумаги ручной выработки объясняется рядом причин. Исходное сырье (тряпье) состояло из высокопрочных растительных волокон, устойчивых к старению. Обработка сырья (промывка, размол) не повреждала волокон, не требовала применения химически активной среды, не вносила в бумажную массу веществ, ускоряющих старение. Образование бумажного листа происходило за счет естественного сцепления волокон при свойлачивании, без участия клея. Бумажные листы ручной выработки были равнопрочны в любом направлении.
До определенного времени тряпичная бумага ручного производства состояла только из двух компонентов – растительных волокон и животного клея. В качестве примеси содержалось некоторое количество минеральных солей кальция и магния из речной воды, играющих положительную роль в стабилизации бумаги.
На рубеже XVIII—XIX вв. появляется целый ряд устройств и аппаратов, обеспечивающих переход от ручного к машинному производству бумаги.
На этом этапе, а в ряде случаев несколько раньше, начинают проявляться негативные факторы, снижающие долговечность тряпичной бумаги.
Обработка тряпья на быстроходных роллах сопровождалась сильным дроблением, укорачиванием, повреждением растительных волокон, что приводило к снижению прочности и устойчивости их к старению.
Документы Национального исторического архива Беларуси (далее – НИАБ), как и основная масса бумажных документов других исторических архивов, исполнены на так называемой тряпичной бумаге. В Россию тряпичная бумага ввозилась при Петре I преимущественно из Голландии и Франции.
Бумажные мельницы в России появились во второй половине XVII века, но невысокое, по сравнению с импортной, качество отечественной бумаги ограничивало ее использование для служебных и личных документов. Поэтому в официальном делопроизводстве России XVIII-XIX вв. наряду с отечественной по-прежнему использовалась импортная бумага.
Сырьем для бумажного производства до первой половины XIX века в Европе служили волокна животного происхождения: шелк-сырец, отходы шелка, затем начали использовать растительное сырье: лубяные волокна тутового дерева, конопли, бамбука, соломы, а также тряпье (лен, пенька, хлопковые волокна). Данная бумага более устойчива к изменению во времени, т.е. к старению.
В нашем архиве на такой бумаге хранятся древние актовые книги и все документы до 1868 г.
Из-за нехватки тряпичного сырья в XVIII—XIX вв. начали применять в бумажном производстве цветное тряпье, отбеливая его хлором или хлорной известью (1769—1799 гг.), что сопровождалось неизбежным химическим повреждением и разрушением волокон.
В результате совершенствования процесса производства тряпичная бумага машинной выработки стала превосходить ручную качеством отделки, но уступать ей в долговечности.
В условиях острого дефицита тряпичного сырья бумажная промышленность переходит на изготовление бумаги из древесины.
В 1843 г. был изобретен способ получения древесной массы, которая представляет собой еловую древесину, измельченную на абразивных камнях под давлением в присутствии большого количества воды. Древесная масса является самым нестойким к процессам старения материалом. Но все это не было известно, когда при изготовлении бумаги с 1868 г. начали применять в качестве добавок к тряпичным волокнам древесную массу. Такой состав волокон использовали до начала XX века. В связи с этим бумага, изготовленная в этот период, имеет пониженную долговечность.
Одновременно изменялась сырьевая база, состав вспомогательных веществ и материалов. До 1850 г. проклейка бумаги производилась животными клеями: костным, мездровым, рыбным, а также растительными: крахмалом, клейковиной, камедью. В 1850 г. было предложено проклеивать бумагу канифольным клеем. Проклейка этим клеем требует значительного подкисления бумажной массы (ph=5–5.5), что снижает долговечность бумаги. Поэтому бумага, изготовленная в конце XX века и даже в первой трети XX века, весьма недолговечна. На такой бумаге выполнена значительная часть документов нашего архива. В первую очередь – это документы генеалогического плана: рекрутские присутствия, по воинской повинности присутствия, управления воинских начальников, по крестьянским делам присутствия и целый ряд других документов.
Чем хуже качество бумаги и жестче условия внешней среды, тем быстрее проявляются признаки ее старения: нарастает хрупкость и ломкость, исчезает гибкость, усиливается желтизна. В дальнейшем интенсивность окраски увеличивается, а в случае глубокого изменения бумага приобретает даже коричневые тона различной интенсивности.
Все эти внешние признаки являются отражением глубоких внутренних физико-химических изменений, затрагивающих молекулярную структуру целлюлозы. Глубокие процессы старения приводят к полной потере прочности и физической деградации бумаги как материала.
К сожалению, в наших архивохранилищах тоже есть такие документы. И если документы не выдаются в читальный зал и в требовании написано «ветхое», то это означает, что произошло старение документов.
По способу нанесения текста бумажные документы подразделяются на три группы: рукописные, машинописные и печатные.
Рукописные документы составляют основную часть фондов исторических архивов, в том числе и нашего архива. Это обусловлено тем, что рукописный способ нанесения текста преобладал до конца XIX века. Это не исключает наличия в фондах исторических архивов других групп документов, связанных с применением, начиная с XV века буквонаборных устройств и печатных станков.
До середины XIX века для письма употреблялись тушь и железогалловые чернила. Тушь в Китае употреблялась уже в 2700 г. до н.э. Тушь, или угольные чернила, представляют собой взвесь тонкой (ламповой) сажи в масле, смоле, клее. В настоящее время тушь изготавливается из газовой копоти, сажи.
Наши документы, в основном, написаны железогалловыми чернилами. В основе приготовления железогалловых чернил лежит таннин. Он содержится во всех частях дуба и в болезненных наростах на некоторых растениях, вызванных насекомыми, так называемых чернильных орешках, или галлах. Из этих орешков и готовили чернила. Природный таннин представляет собой смесь производных глюкозы, связанных с различным числом молекул дигалловой и галловой кислот. Давно известно, что галловая кислота легко соединяется с солями окисного железа с образованием черного хлопьевидного осадка. Эта реакция и лежала в основе приготовления железогалловых чернил, но вместо окисного железа обычно брали закисное, чаще всего сернокислое, чтобы в чернилах в процессе их применения не образовывался осадок.
Из-за введения большого количества кислоты железогалловые чернила имели высокую кислотность, что вредно влияло на бумагу: чернила выцветали или вызывали коррозию бумаги, что проявлялось со временем в повышенной хрупкости бумаги и выпадении отдельных штрихов, букв, строк, мест подчеркивания. При выцветании первоначально черный железогалловый текст последовательно приобретал темно-коричневый, желто-коричневый, светло-рыжий цвет.
С середины XIX века для написания важных бумаг стали применять железогалловые чернила с добавками различных красителей (ализарин, индиго), получившие название ализариновых. Ализариновые чернила давали на бумаге стойкий черный цвет.
Наличие дефектов текста в НИАБ характерно для документов, содержащихся в древних актовых книгах и других фондах [1].
В фонде «Канцелярия Могилевского гражданского губернатора» НИАБ хранится документ «Предписание МВД могилевскому гражданскому губернатору от 28 декабря 1810 г. о добывании из российских растений краски, подобной индиго», где говорится, что:
«…При особенном ныне попечении Правительства, о распространении в России разных полезных изобретений, и вспомоществовании выгодам фабрик, чрез уменьшение на оных потребности в иностранных произведениях, одно из полезнейших в сем случае предприятий заключается в изыскании способов к добыванию из растений краски, которая с удобностью могла бы заменить привозимую из Индии в Европу кубовую краску, или Индиго.
Краска сия, как известно, сделалась на фабриках необходимою; но по нынешним обстоятельствам внешней торговли, покупается она весьма дорогою ценою: а потому весьма полезно было бы заменить ее каким либо отечественным растением, или иностранным, удобным к разведению в России» [2].
Из цветных чернил в это время получили распространение кампешевые чернила. Их получали из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, используя свойство экстракта окрашиваться при разной обработке в различные цвета – пурпурно-красный, сине-зеленый, фиолетовый. Кампешевые чернила глубоко проникали в бумагу, давали водостойкий текст.
Но к началу ХХ века чернила из природных продуктов теряют свое значение и уступают место синтетическим чернилам из анилиновых красителей, появившихся во второй половине ХIХ века. Общим недостатком анилиновых чернил была их нестойкость, что проявилось в выцветании текста под воздействием света и химических веществ. Это обстоятельство послужило причиной ограниченного применения анилиновых чернил в официальном делопроизводстве дореволюционной России конца ХIХ – начала ХХ веков.
С момента появления машинописи (1887 г.) ее технология принципиально не изменилась. Машинописные тексты водостойки, черные рецептуры светостойки. Цветные машинописные тексты выцветают на свету, нестойки к химическим веществам, расплываются в неполярных органических растворителях.
Краски для печати состоят в зависимости от назначения продукции из разных веществ (минеральных масел, смол, алифы, сажи). Краски глубоко проникают в бумагу, печатный текст свето- и водостоек. При действии органических растворителей может появляться ореол от вымывания смол или красителей.
В современных аппаратах текст наноситься на бумагу с помощью специального порошка или чернил. Такие тексты водостойки, светостойки, имеют такую же прочность к истиранию, как тушевой или машинописный текст (1-й экз.), расплываются в органических растворителях.
Современная мировая бумажная промышленность производит огромное количество бумаги и картона разного вида. В их числе материалы для письма, печати, черчения, фотографии, упаковки, технических и специальных целей. Бумага в современном мире превратилась в массовый общественный продукт, выполняющий многообразные, но временные функции. Для подавляющего большинства выпускаемых типов бумаги долговечность не требуется и не обеспечивается при их производстве. Поэтому даже лучшие сорта современной бумаги значительно уступают в долговечности старинной тряпичной бумаге ручной выработки.
Ссылка:
1.Например, ф. 146, оп. 2, д. 24, л. 251.
2.НИАБ. Ф. 2001, оп. 1, д. 19, л. 7.
Литература:
- ОСТ 56.6.–85. Документы на бумажных носителях. Правила государственного хранения. Технические требования.
- Долговечность документа. М.-Л.: Наука, 1981.
- Сохранность документов. М.-Л.: Наука, 1987.
- Фаяте Д.М. Свойства бумаги. М.: Лесная промышленность, 1986.
- Реставрация документов на бумажных носителях. М.: ВНИИДАД, 1989.