К 125-летию со дня рождения Марка Шагала
Марк Захарович Шагал (1887-1985) — живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. («Над городом», 1914-18; витражи, иллюстрации).
Марк Шагал родился 24 июня (6 июля ) 1887 года, в Витебске. Он был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в Витебском 1-м городском четырехклассном училище.
Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Юрий Моисеевич Пэн (1854-1937). В 1907 году Марк Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были график и театральный художник Мстислав Валерианович Добужинский и живописец, график, театральный художник Лев Самуилович Бакст.
Свою художническую биографию М. Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 году были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.
В августе 1910 года Марк Шагал уехал в Париж. В 1911 году он поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Гийомом Аполлинером, Блезом Сандраром, Максом Жакобом, А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин «сверхнатурализм» («сюрнатурализм»).
В 1912 году художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913).
Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность.
Центральными работами первого парижского периода М.З. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.
Летом 1914 года Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). С осени 1915 года и по ноябрь 1917 год Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916, и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие).
В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 года мандат «уполномоченного по делам искусств города Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей Мстислава Валериановича Добужинского, Ивана Альбертовича Пуни, Лазаря Марковича Лисицкого, Юрия Моисеевича Пэна и других. Под руководством Марка Шагала и с его участием в 1918-20 годах проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска.
В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914-1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других.
Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности художника Казимира Севериновича Малевича в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву в июне 1920 года. Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по еврейскому писателю Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке. Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 году прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 году — совместная с живописцем, скульптором и графиком Натаном Исаевичем Альтманом и с живописцем и графиком Давидом Петровичем Штеренбергом (Культур-лига, Москва).
В начале лета 1922 года через Каунас Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922 году он подготовил серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931 году).
По приглашению парижского галерейщика А. Воллара Марк Захарович в 1923 году переехал в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» (1923-1927). Затем по заказу французского писателя Жана де Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927-1930). В 1927 году возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества.
В 1920-е годы дружеские контакты связали Шагала с живописцем Пабло Пикассо; с живописцем, графиком, мастером декоративного искусства Анри Матиссом; живописцем и графиком Жоржом Руо; с живописцем Пьером Боннаром, с поэтом Полем Элюаром и многими другими деятелями искусств.
В 1920-30-е годы Марк много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937 году).
В 1931 году художник совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.
В 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса. Гонения на евреев в нацистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.).
В мае 1941 года по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости - актером, режиссером, педагогом и народным артистом СССР Соломоном Михайловичем Михоэлсом, собиравшем деньги для СССР.
В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 году он оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 году балет композитора и дирижера Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица».
В сентябре 1944 года внезапно скончалась жена художника Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж).
Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948 году. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.
В конце 1940-х годов Марк Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дали толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой.
С начала 1950-х годов Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ. Из них большую известность приобрели иллюстрации к роману древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960-1962).
На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х годов он создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х годов им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.
В 1964 году по заказу президента Франции Шарля Де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Марком Шагалом был расписан плафон парижской Гранд-Опера. В 1966 году им были созданы два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 года художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года мастер посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград.
В июле 1973 года в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.
Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года, в Сен-Поль-де-Вансе, Франция.
В архивных фондах различных учреждений бывшей Витебской губернии и города Витебска, хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси, имеется целый ряд документов, связанных с родословной М. Шагала и его жизнью в Витебске. Наиболее ранний из документов датируется 1874 г. Это "Общий список евреям мужеского пола, живущим в 1-й части г. Витебска", в котором под № 374 был записан дед художника Сегал Давид Иоселевич, бабиничский мещанин, Могилевской губернии, домовладелец. Возраст его был определен "по паспорту" и составлял 50 лет. В этот же список были внесены его сыновья: Хацкель, имевший возраст 12 лет, Зиска - 8 лет и Абрам - 1 год. Причем, возраст первых двух был определен "по наружному виду", а последнего - по метрике.
Кроме того, сыновья Давида Сегала Хацкель и Зиска были дополнительно внесены в "Особый список евреям мужеского пола, которым определен возраст по наружному виду, живущим в Витебской губернии". Под отдельным номером в список жителей первой части Витебска был внесен старший сын Давида Сегала Гирша Давидов, также бабиничский мещанин. Однако он был записан под фамилией не Сегал, а Шагал. Его возраст был определен "по паспорту" - 26 лет. У него был сын Мовша, имевший "по наружному виду" 5 лет.
Эти документы свидетельствуют о том, что предки Марка Шагала переехали в Витебск из Бабиновичей, находившихся в Могилевской губернии. Кстати, в Могилевской губернии в XIX веке было несколько населенных пунктов с названием Бабиновичи или Бабиничи. Сохранились сведения о том, что одна семья Шагалов в XIX в. жила в околице Бабиничи Мстиславского уезда Могилевской губернии и была приписана к Мстиславскому еврейскому обществу. Имеются архивные сведения о том, что люди с фамилией Шагал жили и в городе Бабиновичи, который во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. был уездным центром Могилевской губернии, а после 1840 г.как заштатный город оказался в составе Оршанского уезда на территории Добромысленской волости. Теперь это деревня в Лиозненском районе Витебской области. Наиболее вероятно, что предки Марка Шагала происходили именно оттуда. К сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало архивных источников по истории еврейских общин Могилевской губернии, и чтобы подтвердить эту гипотезу, необходимы скрупулезные архивные поиски.
Отдельную группу документов представляют материалы, связанные с имуществом, принадлежавшим отцу будущего художника Хацкелю Шагалу в г. Витебске. Сохранились документы о домовладении Х. Шагала в Витебске на Большой Покровской улице конца XIX - начала XX вв. Наиболее подробная информация содержится в одном из документов за 1904 г. Это "Сведения о городских недвижимых имуществах в 3-й части г. Витебска по Большой Покровской улице", где отмечается следующее: домовладелец - Шагал Хацкель Мордухович (кстати, биографы М. Шагала считают, что дед художника имел двойное имя Давид-Мордух), мещанин. Имеется и краткое описание имущества. Это 1-этажный жилой деревянный дом, 1-этажный каменный жилой дом, 1-этажный жилой деревянный дом во дворе и еще один 1-этажный жилой деревянный дом во дворе. Кроме того, Хацкелю Шагалу принадлежало 130 квадратных саженей собственной земли.
К сожалению, нам не удалось обнаружить графических материалов с изображением плана земельного участка, принадлежавшего Шагалам, а также чертежей их строений. Известно, что эти материалы в свое время находились в архиве Витебской городской управы. Например, в "Алфавите делам строительного стола Витебской городской управы за 1894-1898 годы" есть сведения о том, что 1 января 1897 г. под № 1 было зарегистрировано дело о строительстве деревянного дома в 3-й части г. Витебска по Покровской улице Хацкелем Мордуховым Шагалом и его женой Фейгой Менделевой. Однако эти документы в современном архивном фонде Витебской управы не сохранились. Особый интерес представляют документы об учебе Марка Шагала в 1-м Витебском четырехклассном городском училище с 1898 по 1905 годы.
14 июля 1898 г. Хацкель Шагал обратился к инспектору Витебского городского училища с прошением, в котором писал: "Желая определить сына моего "Мовши" в Витебское Городское училище, 1-ое отделение, честь имею покорнейше просить, Ваше Высокородие, допустить сына моего к приемным испытаниям в сем 1898 году. При сем представляю свидетельства: метрическое за № 1403 и об оспопрививании".
В архивном фонде "Первое Витебское 4-х классное городское училище" сохранились очень интересные документы об учебе Мовши Шагала. Например, в "Списке лиц, желающих поступить в Витебское городское училище в 1898 году" под № 62 значился Шагал Мовша Хацкелев, мещанин, вероисповедания иудейского, родившийся 24 июня 1887 г. В классных и балловых журналах училища за 1900-1905 гг. есть сведения об успехах в учебе М. Шагала. Есть списки учеников, в которых стоят отметки о внесении платы за обучение М. Шагала. Сохранились также экзаменационные списки с отметками будущего художника. Удалось найти и автографы ученика 2-го класса 2-го отделения М. Шагала. Это две экзаменационные работы по русскому языку - диктант и изложение на тему "Краткая история Отечественной войны 1812 года", которые датированы 7 мая 1902 г. За диктант Мовша Шагал получил 5, а за историческое изложение - 4 с минусом. К сожалению, не сохранились аттестаты учеников об окончании училища за 1905 г. (за другие годы они имеются). Не сохранилось и личное дело ученика Шагала.
Выявленные документы позволили уточнить некоторые моменты биографии Марка Шагала и его родословной.
Лит.: Дзянiсаў У. Новыя дакументы да бiяграфii i радаводу Марка Шагала // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2002. № 1 (7). С. 19-20;
Архіварыўс: Зборнік навуковых паведамленняў і артыкулаў. Вып. 2. Мн.,2004. С.96-99;
Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X-XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004). Мн., 2008. С. 38-39.