Рукописные материалы НИАБ
Архивные документы – это национальный фонд «исторической памяти». А начнем мы наш рассказ с пергаментных рукописей (грамот), хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси.
«И пыль веков от хартий отряхнув, правдивое сказанье перепишет», писал А.С.Пушкин в трагедии «Борис Годунов». Что же это за «хартии», о которых говорит монах Пимен, переписывавший их в келье Чудова монастыря. Словом «хартион» в Византии называли пергамент, употреблявшийся для письма до появления бумаги. От этого греческого слова произошло и русское «харатья», которое обозначало особый материал для письма, выделывавшийся обычно из телячьей кожи. Слово же пергамент вошло в оборот значительно позднее. Харатья или пергамент стоила очень дорого, и на них обычно писались самые важные документы.
В быту же использовался более дешевый материал, изготовленный из бересты, позднее бумага. Количество пергаментных рукописей, дошедших до нашего времени за Х1-ХУП вв., невелико. И это связано с тем, что Беларусь за свою историю претерпела всевозможные катаклизмы – иноземные нашествия, внутренние междуусобицы, войны и т.д. Поэтому и представляют для нас огромную ценность хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси пергаментные грамоты и грамоты на бумаге за Х1У-ХУШ вв., написанные на старобелорусском, старопольском и латинском языках. На них сохранились печати и позолота букв. Королевские печати красного воска вложены в железные футляры – коробки. Самая ранняя пергаментная рукопись датируется 20 июня 1391 г.
Это «Подтвердительный привилей кн.Подольской земли Федора Кориатовича привилеев Константина и Федора Корнятовичей верному слуге Гринько на Гор-Соколец и Збынов поток с сс. Глянянцем, Вороновицей, Прилуком, Иллинцеми с правом «садить людей на р. русаве в трех местах и дарственной тещи Гринько княгине Андрияновой Вейницкой (Веиницкой) на сс. Микулинцы, Летыню, Ваняяячин, Дешкавцы, Стражевки «у деднину и в вотнину». Пергаментная рукопись размером 36х22 см, оригинал, желтого цвета, нижний край согнут и через него проходит шнур из шелковых нитей красно-зеленого цвета. Грамота открывает еще одну страничку истории Подольской земли Украины и дополняет коллекцию грамоты князей Кориатовичей, хранящихся в историческом архиве Украины в г. Львове.
Начинается привилей словами «Во имя отца и сына и святого духа. Аминь». Мы, княз Федор Корьатович, Божьею милостью дедичь и господарь Подольской земли, чинимы сведочно сим листом всакому доброму, кто ж на сесь лист посмотрит или услышит его чтучы.
Среди грамот ХУ-ХУП вв. интересны: Дарственный лист Дашки Яцковича Хребтовича церкви Пресвятой божьей матери Лавришевского монастыря Новогрудского воеводства 1488 г. на двух подданных в Щорсах. 5 сент. «Купчая грамота дворянина Василия Никифоровича Бранца Ануфрию Васильевичу Костюшкевичу на часть земель в имениях Мочуль, Рамель, Переходичи Пинского повета от 6 мая 1544 г. художественное оформление грамоты выполнено в красно-зеленой гамме красок на пергаменте; сохранились и вислые печати; Подтвердительная грамота от 1 декабря 1551 г. короля Сигизмунда Августа о продаже стольником Великого княжества Литовского Станиславом Кезгалом (Кезигайлом) земянину Юрию Вербицкому двух служб бояр путных, двух служб людей тяглых в им. Деревно 200 коп. грошей литовских. Пергаментная рукопись хорошей сохранности. Под текстом подпись короля Сигизмунда Августа. Печати нет и судя по отсутствию проколов для шнура, не было.
Привилей от 3 февраля 1581 г. короля Стефана Батория Габриелю Бенешу на им. Ованты за участие в битве под Полоцком и Великими Луками. Под текстом подпись короля Стефана батория. Грамота составлена в г. Варшаве; Привилей от 18 июля 1586 г. князя Николая Крыштофа радзивилла Сиротку Несвижу на магдебургское право. Купчая крепость от 4 июня 1626 г. на им. Глуск проданное кн. Николаем Чарторыйским Слонимскому маршалку Александру Полубинскому за 50 тысяч злотых польских. Под текстом среди многочисленных подписей имеется подпись Петра Достоевского, судьи Пинского гродского (одного из предков Ф.М.Достоевского); Акт от 11 апреля 1654 г. о назначении Станислава Радзивилла опекуном имений Крынки, Чернавчицы и др. принадлежавших княгине Людовике-Марии, вдове князя Александра Радзивилла согласно его завещания. Грамота заверена печатью кардинала Ломеллино, панского легата. Для истории представляет интерес Привилей 1680 г. о предоставлении Мозырю Магдебургского права. Грамота от 12 февраля 1691 г. короля Яна Ш князю Доменику радзивиллу на право проведения двух ярмарок в им. Глуске. Грамота составлена в г. Варшаве. Начиная с Х1У в. у нас хранятся генеалогические таблицы князей радзивиллов, личные фонды князей Друцких-Любецких, графффов Плятер-Зибергов и др. Имеются материалы о графах Огинских, одним из которых является автор всемирно известного «полонеза» М.Огинский.
Хранящиеся в архиве грамоты – это дарственные жалованные литовских князей, польских королей, грамоты дипломатического и внутригосударственного знамения. Уникальным является Универсал Богдана Хмельницкого от 7 мая 1656 г. о предоставлении купцам г. Слуцка права свободной торговли на территории Украины. Грамота заверена подписью Б.Хмельницкого и печатью. Имеются в архиве и другие грамоты, но их немного.
Поэтому для нас представляет интерес не только те грамоты, что хранятся у нас, но и те, которые находятся за пределами Беларуси. Одна из них хранится в России. Это пергаментная рукопись Евангелия была написана в Беларуси в конце Х1У в., на 180 листах. На каждом листе текст написан в два столбца. Обнаружена была эта рукопись академиком М.Н.Тихомировым, который считал, что «Евангелия имеет большое значение для истории белорусского языка». Евангелие указывает на ряд исторических фактов. Так, мы узнаем, что Соборная площадь в городе Друцке была поставлена в 1001 г. (6509 г. по древнерусскому счету) Следовательно и христианство в Беларуси утвердилось уже через 13 лет после так называемого «Крещения Руси.988 г. Это и прямое указание на то, что Друцк существовал уже в Х веке. «Запись друцкого князя Василия Михайловича, писал Тихомиров, представляет собою жалованную грамоту, данную церкви Богородицы в Друцке на село Моравьиничи, которое князь отдает церкви вместе с людьми и со всеми доходами, с полями и лугами…». Друцкое евангелие переходило из рук в руки. Первоначально оно принадлежало собору Богородицы в Друцке, затем рукопись находилась у виленского горожанина, позже оно попало к новгородскому архиепископу Феодосию Яновскому…
Как видим, ВСЕ эти рукописные документы сохранили на своих листах ценные сведения по истории Беларуси. А мы в свою очередь делаем все, чтобы сохранить их для наших потомков.